Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта»
Наставничество
Международные документы
Федеральные документы
Региональные документы
Локальные акты
Согласно приказу Рособрнадзора №785
Реализация программы наставничества по модели «педагог-педагог»
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Программа наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри колледжа, что содействует интенсивному развитию личности, передачи опыта и знаний, формированию навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.
Реализация наставничества по форме «педагог-педагог» обусловлено государственной политикой в области модернизации образования и совершенствования педагогического мастерства работников, включая работу с молодыми специалистами, деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации, работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность, организацию работы с кадрами по итогам аттестации, обучение при введении новых технологий и инноваций, обмен опытом между членами педагогического коллектива.
Цель: создание условий для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих педагогов
Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра задач:
- адаптации педагога в новом педагогическом коллективе;
- плавного «входа» молодого педагога и специалиста в целом в специальность, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов;
- решения проблем педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.
Федеральные документы
Региональные документы
Локальные акты
Согласно приказу Рособрнадзора №785
Контрольно-аналитическая документация
Контрольно-аналитическая документация |
|
---|---|
ОТЧЕТ |
|
ВЫПИСКА |
|
Аналитическая справка |
Проведение мероприятий
Дополнительные материалы для наставника
МАНИФЕСТ НАСТАВНИКА
1 |
Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития |
2 |
Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого. |
3 |
Наставнические отношения формируются в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. |
4 |
Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним также долгосрочную перспективу и будущее |
5 |
Наставник предлагает помощь в достижении целей и желаний наставляемого и указывает на риски и противоречия |
6 |
Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого индивидуального видения |
7 |
Наставник помогает наставляемому развить прикладные навыки, умения и компетенции |
8 |
Наставник по возможности оказывает наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует и ободряет его |
9 |
Наставник по согласованию с куратором может проводить дополнительные (в том числе выездные) мероприятия, направленные как на достижение цели наставнической программы, так и на укрепление взаимоотношений с наставляемым |
10 |
Наставник соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за допустимые рамки субординации и не разглашает информацию, которую передает ему наставляемый |
11 |
Наставник может быть инициатором завершения программы, но перед этим обязан приложить все усилия по сохранению доброкачественных наставнических отношений |
КОДЕКС НАСТАВНИКА
1 |
Не осуждаю, а предлагаю решение |
2 |
Не критикую, а изучаю ситуацию. |
3 |
Не обвиняю, а поддерживаю |
4 |
Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому |
5 |
Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге |
6 |
Разделяю ответственность за наставляемого с куратором, родителями и организацией |
7 |
Не утверждаю, а советуюсь |
8 |
Не отрываюсь от практики |
9 |
Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому правилу |
10 |
Не разглашаю внутреннюю информацию. Наставничество - не решение всех проблем, стоящих перед наставляемым и его/ее семьей. Суть наставничества заключается в создании и поддержании устойчивых человеческих взаимоотношений, в которых наставляемый чувствует, что к нему относятся как к личности и что он имеет значение для общества |
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАСТАВНИКА
Наставники слушают |
Поддерживают зрительный контакт и посвящают наставляемым все свое внимание |
Наставники рекомендуют |
Помогают наставляемым найти направление в жизни, но не подталкивают их |
Наставники рассказывают |
Дают представление о перспективах наставляемого, помогают определить цели и приоритеты |
Наставники обучают |
Рассказывают о жизни, собственной карьере, личном и профессиональном опыте |
Наставники представляют свой опыт |
Помогают наставляемым избежать ошибок и извлечь уроки из жизненных ситуаций |
Наставники доступны |
Предоставляют ресурс, источник опыта и знаний, которому наставляемый доверяет и к которому может обратиться |
Наставники критикуют, но конструктивно |
При необходимости наставники указывают области, которые нуждаются в улучшении, всегда сосредоточивая внимание на поведении наставляемого, но никогда – на характере |
Наставники поддерживают |
Независимо от того, насколько болезненный опыт имеет наставляемый, наставник продолжает поощрять его учиться и совершенствоваться |
Наставники точны |
Дают конкретные советы, анализируют, рефлексируют, что было сделано хорошо, что может быть исправлено или улучшено, что достигнуто, какие преимущества есть у различных действий |
Наставники неравнодушны |
Наставник интересуется образовательными успехами наставляемого, успехами в планировании и реализации карьеры, в личном развитии |
Наставники успешны |
Не только успешны сами по себе, но и способствуют успехам других людей |
Наставники вызывают восхищение |
Пользуются уважением в своих организациях и обществе |