Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта»
Городское профессионально-техническое училище №11 речного флота
27 июня 1962
Архивная справка
Городское профессионально-техническое училище №11 речного флота
Второй директор
Кульнев
Андрей Митрофанович
Вторым директором после Ильи Даниловича Мозгового стал А.М. Кульнев. Он принял дела у своего предшественника в 1966 году и возглавлял Городское профессионально-техническое училище №11 речного флота в течение трех лет. За этот небольшой промежуток времени укрепились трудовая и учебная дисциплины в училище. Подтянутей стали учащиеся. Еще бы! Им было на кого равняться, было с кого брать пример. Ведь новый директор Андрей Митрофанович Кульнев обладал мужественным характером, волевыми качествами настоящего мужчины. В годы Великой Отечественной войны он был удостоен высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза.
Андрей Митрофанович родился 5 июня 1924 года в поселке Семилуки Воронежской области. После окончания неполной средней школы работал токарем. В июне 1942 г. 18-летним вступил в ряды Красной Армии. А в июле того же года уже участвовал в кровопролитных боях с фашистами.
Рядовым солдатам и сержантам в той войне было тяжелее всего. Их доля в потерях составляла ужасающую цифру - 74 %. Только самым находчивым и везучим удавалось пройти дорогами войны с начала до конца. К числу таких счастливцев принадлежал и Андрей Митрофанович. Почти три года до победного мая 1945-го он пробыл во фронтовой разведке и всегда возвращался с заданий в родную воинскую часть невредимым. Крепкой костью и статью, светлым разумом наделила его природа.
Трудной проверкой боевых качеств Кульнева стало ответственнейшее задание по разминированию Императорского моста при освобождении столицы Австрии Вены. В ночь на 13 апреля 1945 года командир взвода разведчиков старший сержант Кульнев с группой подчиненных блестяще выполнил боевую задачу: разминировал ночью подготовленный гитлеровцами к взрыву Императорский мост через Дунай. Разминирование обеспечило успешное продвижение наших войск через реку и более быстрое освобождение Вены и всей Австрии. Звание Героя Советского Союза А.М. Кульневу было присвоено в июне 1945 года. После войны доблестный воин поселился в Ростове-на-Дону. Окончил Ростовский индустриальный техникум, Ленинградский пединститут и стал работать в системе профессионального технического образования. Около 20 лет подряд он возглавлял различные городские профессионально-технические училища, в том числе и наше речное ремесленное училище №11. Эти годы: 1966 -1969 - памятная страница в истории колледжа.
В президиуме собрания посвященного Дню учителя 1967 год, справа налево:
директор РУ № 11 Герой Советского Союза Кульнев А.Н., член парткома Тюлюпаев П.С., секретарь комитета ВЛКСМ Федорцов С.И., секретарь парткома РЭБ «Красный флот» Двойничников Б.Г., генерал-лейтенант командир 5-го Донского гвардейского краснознаменного кавалерийского будапештского казачьего корпуса Горшков И.И.
Уйдя на заслуженный отдых в 1984 году, Андрей Митрофанович не довольствовался тихой жизнью пенсионера, постоянно принимал активное участие в Ростовской городской организации ветеранов войны, в областном управлении Всероссийского общества инвалидов.
Умер доблестный солдат, вдумчивый педагог и воспитатель А.М. Кульнев 5 ноября 2003 года на 80-м году жизни. Похоронен на «Аллее почета» Северного кладбища в Ростове-на-Дону.
Внук Андрея Митрофановича Кульнева Антон учился в лицее «Спектр» на судоводителя в 2005 - 2007 годах.
Третий директор
Григорьев Николай Павлович
С 1969 по 1979 год училище возглавлял Николай Павлович Григорьев.
При этом директоре была осуществлена пристройка учебного корпуса, начата подготовка учащихся для Социалистической Республики Вьетнам, созданы и оборудованы кабинеты общеобразовательных дисциплин. В связи с введением обязательного среднего образования коллектив училища пополнился новыми сотрудниками-преподавателями общеобразовательных предметов, среди них были Ю.К. Ашихман, В.И. Азизбаева, И.А.Гостюшева, Л.А. Фоменко, НЗ. Нахрацкая, Л.М. Сафарьян. Они навсегда связали свою жизнь и профессиональную деятельность с нашим учебным заведением. О.Ф. Оганезова, заведующая учебной частью, внесла огромный вклад в совершенствование и развитие методической работы училища. К ее заслугам можно отнести создание системы методической работы, выявление межпредметных связей общеобразовательных и специальных дисциплин, изучение и обобщение опыта ведущих преподавателей, работа над единой педагогической проблемой, проведение ежегодных научно-практических конференций.
В статье «Специальность плюс образование» («Речник Дона» от 14.06.77 г.) директор Н.П. Григорьев писал: «В настоящее время в училище готовят специалистов по трем направлениям: штурман-помощник механика, рулевой-моторист и судокорпусник-ремонтник. Переход на общее среднее образование повлек за собой коренную перестройку: изменился инженерно-педагогический состав, возрос уровень всей воспитательной работы, повысилось качество знаний. Была создана, можно сказать, заново материально-техническая база училища. Пристройка к основному корпусу позволила увеличить площадь здания, учебно-производственные и бытовые помещения. Если раньше были 12 кабинетов и очень неважные производственные мастерские, то теперь в училище -19 современных кабинетов по общеобразовательному и профессионально-техническому циклу, две великолепные учебно-слесарные мастерские с новейшим оборудованием. В кабинетах - различные технические средства: кинопроекторы «Украина», телевизоры, радиоприемники, магнитофоны, «Лэтти». На оборудование было израсходовано 428,5 тысячи рублей. Сейчас в училище обучается 664 советских и 70 вьетнамских ребят. Большое внимание в среднем городском профессионально-техническом училище №11 уделяется подбору и воспитанию кадров.
В училище работают 32 преподавателя и 24 мастера производственного обучения. Все преподаватели имеют высшее образование, а мастера производственного обучения - специальное среднетехническое. Большим уважением в коллективе и авторитетом у ребят пользуются наши мастера производственного обучения А.Н. Пятиков, НИ. Дуев, И.Ф. Гончаров, старший мастер В.С. Гончаров. Хорошей профессиональной подготовкой и умением работать с учащимися обладают преподаватели специальных дисциплин А.К. Салов, Л.Т. Черненко, Л.М. Сафарьян, А.С. Постников и преподаватели общеобразовательных предметов ИА. Гостюшева, Ю.К. Аших-ман, В.И. Азизбаева, Л.К. Чер-кашина, С.А. Казьмина и многие другие.
Одна из важнейших наших задач - совершенствование организации учебного процесса. Методические комиссии, системе внутриучилищного контроля по вопросам научности, идейности и повышения методического мастерства - все это служит реализации поставленной задачи.
Благодаря многогранной работе, коллектив училища из года в год добивается стабильных успехов в учебно-воспитательной и производственной деятельности. Учащиеся имеют 100% успеваемость, а число выпускников, оканчивающих училище на «4» и «5», составляет 22%. Это самый высокий показатель среди профтехучилищ области, где средний показатель - 11,6%.
Почти ежегодно училище завоевывает призовые места в соревнованиях в системе профессионально-технического образования. В этом году (1977 г.) по итогам I квартала нам присуждены переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и Центрального совета профсоюзов и первая премия».
Собрание, посвященное выпуску молодых специалистов плавсостава. Директор Григорьев Н.П. вручает выпускникам дипломы. Июнь 1974 г
Урок производственного обучения ведет заслуженный мастер ПТО РСФСР Пятиков А.Н
Надо отметить, что в указанное время в училище особенно активизировалась внеурочная и внеклассная работа. Ю.И. Саломатин, зам. директора по учебно-производственной работе, писал: «Недавно на уроке физики у первокурсников преподаватель Ю.К. Ашихман демонстрировал новый прибор - высокочастотный генератор. Он красив и очень эффективен в действии. Юрий Кузьмич подносил металлическую указку к небольшому металлическому шару прибора - и тотчас тонкая светящаяся нить связывала эти два предмета, потом приближал к шару люминисцентную лампу - и она, будто по волшебству, загоралась. Этот прибор, как и многие другие, ребята под руководством своего преподавателя сделали своими руками. Зайдите в любой из 19 кабинетов: физики или химии, эстетики или математики, лоции или материаловедения - все они оборудованы и оформлены руками учащихся. Практически все в училище занимаются в различных кружках. В одном - обязательно, а то и в 2-3 сразу, так как выбор большой. Работают в училище кружки технического творчества, по общеобразовательным предметам, художественной самодеятельности и спортивные секции. Есть клубы по интересам: Н.И. Хорошевский ведет клуб «Интересных встреч», Т.П. Сепетая - «В мире прекрасного», О.Ф. Оганезова - «Морской поиск». Особенно много работы всегда в кабинете «Электрооборудования судов» у мастера производственного обучения А.М. Куркина. Группа судокорпускников-ремонтников под его руководством выполнила большой объем сварочных работ. На досуге в училище проводятся всевозможные встречи и торжества, многие из которых стали традиционными: Посвящение в рабочие, Последний звонок, Посвящение в гражданство. Есть еще одна заветная традиция - всем вместе раз в месяц устраивать День именинника. В этот день всех ребят собирают в столовой, где для именинников готовят праздничный обед с пирогом и дарят цветы. Во время каникул лучшие группы ездят на экскурсии в города Киев, Севастополь, Ленинград, Москву и др.
Вот как вспоминает об этом периоде преподаватель общественных дисциплин Гостюшева Изабелла Александровна: «В училище я пришла в августе 1976 года, имея 23-летний стаж работы в общеобразовательной школе. Самое первое запомнившееся приятное впечатление - это четкость вахтенной службы: безупречная форма вахтенного, подтянутость, строгость и вместе с тем вежливость. Сразу же после прихода в училище я включилась в процесс оформления кабинета обществоведения, который за 10 лет моей работы трижды менял свое содержание и дизайн. Этого требовала сама жизнь: шел непрерывный процесс обновления и пополнения материально-технической базы как всего училища в целом, так и каждого кабинета. Преподавание общеобразовательных дисциплин всегда способствовало повышению общей образованности курсантов, расширяло их кругозор, пробуждало интерес к отдельным областям знаний, помогало более глубокой и творческой профессиональной подготовке, создавало условия для продолжения учебы в средних и высших учебных заведениях.
Главным достижением того периода, по моему мнению, являлось единение инженерно-педагогического коллектива, его целеустремленность в решении новых, все более сложных, задач учебно-воспитательного процесса и повышение качества профессиональной подготовки курсантов. Сплоченности инженерно-педагогического коллектива способствовал дух сотрудничества, взаимопомощи между преподавателями специальных, общеобразовательных дисциплин и мастерами производственного обучения.
При работе с ученическим коллективом большое внимание уделялось воспитанию любви к родному училищу; этому способствовали встречи с ветеранами училища, его выпускниками, изучение истории нашего учебного заведения, неформальные праздники, проводимые в нем, богатая культурная жизнь».
Четвертый директор
Кононец Николай Александрович
В 1979 году директором среднего городского профессионально-технического училища №11 был назначен Кононец Николай Александрович. Накопленный к 43 годам его жизни опыт и знания необходимо было передавать молодым людям - курсантам. Во главу угла общения с подчиненными Николай Александрович поставил чуткость, принципиальность, человеколюбие, незлопамятливость.
И вот он, уже поживший, зрелый мужчина, ходит по аудиториям, коридорам того трехэтажного здания, где сам когда-то бегал юнцом. Много в этих стенах - от дощатых полов и крашеных панелей до потолков, за годы изрядно поизносившихся - ему не нравится.
Новый директор взялся за дело засучив рукава, без промедления, без раскачки. Он помнил высказывание, что директором, как, скажем, космонавтом или инженером, не рождаются, а становятся в процессе жизни.
Большой вклад в повседневные дела неутомимого директора Н.А. Кононца внесли его тогдашние помощники - «команда Кононца»: Е.И. Сороколат, В.А. Дмитриенко, А.С. Постников, А.П. Гайдук, А.Ф. Безуглов, Н.И. Дуев, В.Ф. Тараненко, И.П. Кузнецова, Л.М. Сафорьян, А.К. Салов, Л.Т. Черненко и многие другие.
Родился Н.А. Кононец 16 июня 1936 года в станице Кущевской Краснодарского края. Когда ему исполнилось пять лет, началась Великая Отечественная война.
Отец Николая Александровича был работником нефтебазы при железной дороге. В момент бомбежки фашистской авиацией летом 1942 года он погиб на рабочем месте, как солдат на посту. Ему было 30 лет.
Колю и сестренку Валю мама Матрена Дмитриевна растила и воспитывала одна. Как это было невыносимо тяжело военным вдовам, могут понять и подтвердить лишь те, кто был занесен безжалостным ветром грозных лет в разряд безотцовщины, без-батьковщины - как говорили на Кубани.
Николай хлебнул этого «счастья» с лихвой. Мама его работала в школе уборщицей. Получала копейки. И чтобы хоть как-то помочь матери, Коля каждое лето собирал в полях колоски, а зимой и осенью искал оброненный с паровозов и платформ уголь на железнодорожных путях, чтобы не замерзнуть в холодной хате.
Он решил после восьми классов поступить в учебное заведение с полным гособеспечением, это облегчило бы маме жизнь. Он выбрал профессию рулевого, на его взгляд более романтичную, открывающую безбрежные земные дали и жизненные горизонты.
Первое прикосновение ладоней к штурвалу золотоволосого паренька запомнилось ему на всю жизнь. Это произошло в дни первой плавательской практики на пароходе «Жданов». Также на всю жизнь запомнились ему уроки преподавателя дисциплины спецтехнологии Леонида Тимофеевича Черненко и мастера производственного обучения Исайя Федоровича Шипулина, который научил его столярному делу.
Потом в его судьбе были три года обязательной службы в армии и непременное возвращение в родную флотскую стихию при ремонтно-эксплуатационной базе «Красный флот». В отличие от многих других выпускников училища Николай Александрович никогда не сомневался в правильности избранного пути, не менял намеченной цели, своей любви к флоту. Юноша быстро рос профессионально.
Энергия его, стремление к учебе, как говорится, били ключом. Поступив еще до службы в армии заочно учиться в Одесский институт инженеров морского флота, он после демобилизации переводится для продолжения учебы в Горьковский институт инженеров водного транспорта. В течение шести лет Николай Александрович «грызет гранит науки», совмещает учебу с работой.
Вчерашний рулевой быстро становится третьим, вторым и первым помощником капитана на судах Волго-Донского пароходства: «Роза Люксембург», «Коммуна», «Академик Карпинский», «Озерный-77», «ОТ-842».
Параллельно с этими самыми основными жизненными заботами и нагрузками складывалась у молодого человека и личная жизнь. В 1961 году он взял в жены девушку из родной станицы Валю, Валентину Дмитриевну, которая родила ему сыновей Игоря и Александра. Вот уже 47 лет живут они в ладу, согласии и любви. Принимают самое активное участие в воспитании внуков. А сыновья, кстати сказать, пошли по стопам отца. Оба работают в системе профессионально-технического образования.
В 1965-м году подошли к концу годы учебы в высшем учебном заведении. Он получил диплом и специальность инженера-судоводителя, стал работать на судах уже в должности капитана. Слава о находчивом, сообразительном, неординарном капитане переросла пределы Волго-Донского пароходства. В 1964 и 1965 годах Н.А. Кононец был признан лучшим капитаном в Министерстве речного флота СССР. Свидетельствуя об этом, хранятся в музее лицея «Спектр» почетные грамоты тех лет из Москвы.
Как справедливо писала о Николае Александровиче газета «Речник Дона», «Активная жизненная позиция, обостренное чувство справедливости, неравнодушие к чужим проблемам и стремление быть полезным людям привели к тому, что в тридцать три года Н.А. Кононец возглавил профсоюзный комитет ремонтно-эксплуатационной базы «Красный флот» и одновременно работал в должности заместителя директора по кадрам этого предприятия».
Добавим: в течение десяти лет кряду. До 1979 года.
Этот год стал переломным в биографии Кононца, его судьбе, его карьере. Неожиданно ему предложили пост директора училища, которое он окончил 25 лет назад.
Николай Александрович согласился и с головой окунулся в новое дело. В дело педагога, воспитателя, мастера производственного обучения - наставника по всем вопросам.
Он решает, что в училище все должно измениться к лучшему: заблестеть, засверкать чистотой, как бы улыбнуться светом и опрятностью. И внешний вид учащихся должен быть соответствующим требованиям времени. И у входа в училище должны стоять дежурные курсанты в парадной форме. И у входа на первый этаж, как на судне, будет висеть сияющая надраенной бронзой корабельная рында. И склянки будут отбиваться. И наглядную агитацию на стенах, и устаревшие учебные пособия необходимо обновить. И учебный процесс следует перетрясти, чтобы не пахло от него нафталином. А чтобы от всего веяло ветром молодости, задора, свежести и обновления.
И уже через два-три года в стенах альма-матер после прихода туда нового директора произошли разительные перемены. Они были заметны во многом: в чистоте и блеске вестибюля и коридоров, аудиторий, в оснащенности кабинетов и учебных классов новой техникой. Еще недавно дощатые полы сверкали лаковым паркетом, светильники под потолком излучали мягкий, не утомляющий зрение свет. Тут уже не бросишь где попало спичку или окурок.
В училище пришли работать опытные специалисты из плавсостава, а также педагоги из общеобразовательных школ. Возросло качество приобретаемых учащимися знаний, патриотическая и физическая подготовка курсантов. Училище вышло в лидеры не только в Ростовской области, но и в масштабах профессионально-технического образования страны.
В 1983 году в военно-спортивной игре «Орленок» команда училища победила во Всесоюзном финале. А ансамбль песни и пляски «Донская волна» стал лауреатом Всероссийских и Международных конкурсов.
Велик вклад в эти славные дела неутомимого директора Н.А. Кононца, его тогдашних помощников Е.И. Сороколата, А.С. Постникова, А.Ф. Безуглова, А.П. Гайдук и других.
Особенно нелегко было директору удержать «вожжи» в руках в перестроечные и постперестроечные годы, когда все рушилось. Обрывались сложившиеся десятилетиями связи между учебными заведениями профессионально-технического образования и министерствами, между училищем и предприятиями, для которых в стенах городского профессионально-технического училища № 14 (переименование произошло в 1983 году) готовили штурманов-механиков, рулевых-мотористов, судокорпускников-ремонтников.
В названии лицея «Спектр» зашифрован смысл масштабного расширения профилей обучения. Теперь здесь готовят, кроме традиционных флотских профессий, бухгалтеров всех форм собственности, программистов, сетевых администраторов, менеджеров в торговле, менеджеров по маркетингу и сбыту, других специалистов, востребованных на региональном рынке труда.
Николай Александрович за последние годы написал и издал книги-пособия для преподавателей и учащихся: «Модель формирования конкурентоспособных специалистов в профессиональных лицеях», «Организация профессионального образования и профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения в образовательном учреждении интегрального типа», «Стратегия эффективного поведения на рынке труда».
В 1998 году за успешную защиту диссертации Николаю Александровичу была присуждена ученая степень кандидата педагогических наук. Николай Александрович Кононец за многолетний усердный творческий труд был удостоен многих наград: медали «За доблестный труд», ордена Дружбы народов, знака «Почетный работник речного флота», медали «300 лет Российскому флоту», медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, отмечен званиями Отличник профессионально-технического образования РСФСР, Отличник профессионально-технического образования СССР, Заслуженный учитель профессионально-технического образования РФ.