Городское профессионально-техническое училище №11 речного флота

27 июня 1962

Архивная справка

Городское профессионально-техническое училище №11 речного флота

image044.png

Второй директор

Кульнев

Андрей Митрофанович

Вторым директором после Ильи Да­ниловича Мозгового стал А.М. Кульнев. Он принял дела у своего предшественни­ка в 1966 году и возглавлял Городское профессионально-техническое училище №11 речного флота в течение трех лет. За этот небольшой промежуток времени укре­пились трудовая и учебная дисциплины в училище. Подтянутей стали учащиеся. Еще бы! Им было на кого равняться, было с кого брать пример. Ведь новый дирек­тор Андрей Митрофанович Кульнев обла­дал мужественным характером, волевыми качествами настоящего мужчины. В годы Великой Отечественной войны он был удостоен высшей награды Родины - зва­ния Героя Советского Союза.

Андрей Митрофанович родился 5 июня 1924 года в поселке Семилуки Воронежской области. После окончания неполной сред­ней школы работал токарем. В июне 1942 г. 18-летним вступил в ряды Красной Армии. А в июле того же года уже участвовал в кровопролитных боях с фашистами.

Рядовым солдатам и сержантам в той войне было тяжелее всего. Их доля в потерях составляла ужасающую цифру - 74 %. Только самым находчивым и везучим удавалось пройти дорогами войны с начала до конца. К числу таких счастливцев принадлежал и Андрей Митрофанович. Почти три года до победного мая 1945-го он пробыл во фрон­товой разведке и всегда возвращался с заданий в родную воинскую часть невредимым. Крепкой костью и статью, светлым разумом наделила его природа.

Трудной проверкой боевых качеств Кульнева стало ответственнейшее задание по разминированию Императорского моста при освобождении столицы Австрии Вены. В ночь на 13 апреля 1945 года командир взвода разведчиков старший сержант Куль­нев с группой подчиненных блестяще выполнил боевую задачу: разминировал ночью подготовленный гитлеровцами к взрыву Императорский мост через Дунай. Размини­рование обеспечило успешное продвижение наших войск через реку и более быстрое освобождение Вены и всей Австрии. Звание Героя Советского Союза А.М. Кульневу было присвоено в июне 1945 года. После войны доблестный воин поселился в Ростове-на-Дону. Окончил Ростовский индустриальный техникум, Ленинградский пединститут и стал работать в системе профессионального технического образования. Около 20 лет подряд он возглавлял различные городские профессионально-технические училища, в том числе и наше речное ремесленное училище №11. Эти годы: 1966 -1969 - памятная страница в истории колледжа.

image046.png

В президиуме собрания посвященного Дню учителя 1967 год, справа налево:

директор РУ № 11 Герой Советского Союза Кульнев А.Н., член парткома Тюлюпаев П.С., секретарь комитета ВЛКСМ Федорцов С.И., секретарь парткома РЭБ «Красный флот» Двойничников Б.Г., генерал-лейтенант командир 5-го Донского гвардейского краснознаменного кавалерийского будапештского казачьего корпуса Горшков И.И.

Уйдя на заслуженный отдых в 1984 году, Андрей Митрофанович не довольствовал­ся тихой жизнью пенсионера, постоянно принимал активное участие в Ростовской го­родской организации ветеранов войны, в областном управлении Всероссийского обще­ства инвалидов.

Умер доблестный солдат, вдумчивый педагог и воспитатель А.М. Кульнев 5 ноября 2003 года на 80-м году жизни. Похоронен на «Аллее почета» Северного кладбища в Ростове-на-Дону.

Внук Андрея Митрофановича Кульнева Антон учился в лицее «Спектр» на судово­дителя в 2005 - 2007 годах.

image049.pngТретий директор

Григорьев Николай Павлович

С 1969 по 1979 год училище возглавлял Николай Павлович Григорьев.

При этом директоре была осуществлена пристройка учебного корпуса, начата подго­товка учащихся для Социалистической Рес­публики Вьетнам, созданы и оборудованы кабинеты общеобразовательных дисциплин. В связи с введением обязательного среднего образования коллектив училища пополнил­ся новыми сотрудниками-преподавателями общеобразовательных предметов, среди них были Ю.К. Ашихман, В.И. Азизбаева, И.А.Гостюшева, Л.А. Фоменко, НЗ. Нахрацкая, Л.М. Сафарьян. Они навсегда связа­ли свою жизнь и профессиональную дея­тельность с нашим учебным заведением. О.Ф. Оганезова, заведующая учебной частью, внесла огромный вклад в совершенствование и развитие методической работы училища. К ее заслугам можно отнести создание системы методической работы, выяв­ление межпредметных связей общеобразовательных и специальных дисциплин, изуче­ние и обобщение опыта ведущих преподавателей, работа над единой педагогической проблемой, проведение ежегодных научно-практических конференций.

В статье «Специальность плюс образование» («Речник Дона» от 14.06.77 г.) ди­ректор Н.П. Григорьев писал: «В настоящее время в училище готовят специалистов по трем направлениям: штурман-помощник механика, рулевой-моторист и судокорпусник-ремонтник. Переход на общее среднее образование повлек за собой коренную перестрой­ку: изменился инженерно-педагогический состав, возрос уровень всей воспитательной работы, повысилось качество знаний. Была создана, можно сказать, заново материально-техническая база училища. Пристройка к основному корпусу позволила увеличить площадь здания, учебно-производственные и бытовые помещения. Если раньше были 12 кабинетов и очень неважные производственные мастерские, то теперь в училище -19 современных кабинетов по общеобразовательному и профессионально-техническому циклу, две великолепные учебно-слесарные мастерские с новейшим оборудованием. В кабинетах - различные технические средства: кинопроекторы «Украина», телеви­зоры, радиоприемники, магнитофоны, «Лэтти». На оборудование было израсходовано 428,5 тысячи рублей. Сейчас в училище обучается 664 советских и 70 вьетнамских ре­бят. Большое внимание в среднем городском профессионально-техническом училище №11 уделяется подбору и воспитанию кадров.

image051.pngВ училище работают 32 преподавателя и 24 мастера производственно­го обучения. Все преподавате­ли имеют высшее образование, а мастера производственного обучения - специальное сред­нетехническое. Большим ува­жением в коллективе и автори­тетом у ребят пользуются наши мастера производственного обу­чения А.Н. Пятиков, НИ. Дуев, И.Ф. Гончаров, старший мастер В.С. Гончаров. Хорошей про­фессиональной подготовкой и умением работать с учащимися обладают преподаватели специ­альных дисциплин А.К. Салов, Л.Т. Черненко, Л.М. Сафарьян, А.С. Постников и преподаватели общеобразовательных предме­тов ИА. Гостюшева, Ю.К. Аших-ман, В.И. Азизбаева, Л.К. Чер-кашина, С.А. Казьмина и многие другие.

Одна из важнейших наших задач - совершенствование ор­ганизации учебного процесса. Методические комиссии, системе внутриучилищного контроля по вопросам научности, идейности и повышения методического мастерства - все это служит реализации поставленной задачи.

Благодаря многогранной работе, коллектив училища из года в год добивается стабильных успехов в учебно-воспитательной и производственной деятельности. Уча­щиеся имеют 100% успеваемость, а число выпускников, оканчивающих училище на «4» и «5», составляет 22%. Это самый высокий показатель среди профтехучилищ об­ласти, где средний показатель - 11,6%.

Почти ежегодно училище завоевывает призовые места в соревнованиях в системе профессионально-технического образования. В этом году (1977 г.) по итогам I квартала нам присуждены переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и Центрального совета профсоюзов и первая премия».

Собрание, посвященное выпуску молодых специалистов плавсостава. Директор Григорьев Н.П. вручает выпускникам дипломы. Июнь 1974 г

image053.png

Урок производственного обучения ведет заслуженный мастер ПТО РСФСР Пятиков А.Н

Надо отметить, что в указанное время в училище особенно активизировалась внеурочная и внеклассная работа. Ю.И. Саломатин, зам. директора по учебно-производственной работе, писал: «Недавно на уроке физики у первокурсников препо­даватель Ю.К. Ашихман демонстрировал новый прибор - высокочастотный генератор. Он красив и очень эффективен в действии. Юрий Кузьмич подносил металлическую указку к небольшому металлическому шару прибора - и тотчас тонкая светящаяся нить связывала эти два предмета, потом приближал к шару люминисцентную лампу - и она, будто по волшебству, загоралась. Этот прибор, как и многие другие, ребята под руко­водством своего преподавателя сделали своими руками. Зайдите в любой из 19 кабине­тов: физики или химии, эстетики или математики, лоции или материаловедения - все они оборудованы и оформлены руками учащихся. Практически все в училище занима­ются в различных кружках. В одном - обязательно, а то и в 2-3 сразу, так как выбор большой. Работают в училище кружки технического творчества, по общеобразователь­ным предметам, художественной самодеятельности и спортивные секции. Есть клубы по интересам: Н.И. Хорошевский ведет клуб «Интересных встреч», Т.П. Сепетая - «В мире прекрасного», О.Ф. Оганезова - «Морской поиск». Особенно много работы всег­да в кабинете «Электрооборудования судов» у мастера производственного обучения А.М. Куркина. Группа судокорпускников-ремонтников под его руководством выполни­ла большой объем сварочных работ. На досуге в училище проводятся всевозможные встречи и торжества, многие из которых стали традиционными: Посвящение в рабо­чие, Последний звонок, Посвящение в гражданство. Есть еще одна заветная традиция - всем вместе раз в месяц устраивать День именинника. В этот день всех ребят собирают в столовой, где для именинников готовят праздничный обед с пирогом и дарят цветы. Во время каникул лучшие группы ездят на экскурсии в города Киев, Севастополь, Ле­нинград, Москву и др.

Вот как вспоминает об этом периоде преподаватель общественных дисциплин Гостюшева Изабелла Александровна: «В училище я пришла в августе 1976 года, имея 23-летний стаж работы в общеобразовательной школе. Самое первое запомнившееся приятное впечатление - это четкость вахтенной службы: безупречная форма вахтен­ного, подтянутость, строгость и вместе с тем вежливость. Сразу же после прихода в училище я включилась в процесс оформления кабинета обществоведения, который за 10 лет моей работы трижды менял свое содержание и дизайн. Этого требовала сама жизнь: шел непрерывный процесс обновления и пополнения материально-технической базы как всего училища в целом, так и каждого кабинета. Преподавание общеобразо­вательных дисциплин всегда способствовало повышению общей образованности кур­сантов, расширяло их кругозор, пробуждало интерес к отдельным областям знаний, по­могало более глубокой и творческой профессиональной подготовке, создавало условия для продолжения учебы в средних и высших учебных заведениях.

Главным достижением того периода, по моему мнению, являлось единение инженерно-педагогического коллектива, его целеустремленность в решении новых, все более сложных, задач учебно-воспитательного процесса и повышение качества профессиональной подготовки курсантов. Сплоченности инженерно-педагогического коллектива способствовал дух сотрудничества, взаимопомощи между преподавателя­ми специальных, общеобразовательных дисциплин и мастерами производственного обучения.

При работе с ученическим коллективом большое внимание уделялось воспитанию любви к родному училищу; этому способствовали встречи с ветеранами училища, его выпускниками, изучение истории нашего учебного заведения, неформальные праздни­ки, проводимые в нем, богатая культурная жизнь».

image055.pngЧетвертый директор

Кононец Николай Александрович

В 1979 году директором среднего город­ского профессионально-технического учи­лища №11 был назначен Кононец Николай Александрович. Накопленный к 43 годам его жизни опыт и знания необходимо было передавать молодым людям - курсантам. Во главу угла общения с подчиненными Ни­колай Александрович поставил чуткость, принципиальность, человеколюбие, незлопамятливость.

И вот он, уже поживший, зрелый муж­чина, ходит по аудиториям, коридорам того трехэтажного здания, где сам когда-то бегал юнцом. Много в этих стенах - от дощатых полов и крашеных панелей до потолков, за годы изрядно поизносившихся - ему не нравится.

Новый директор взялся за дело засучив рукава, без промедления, без раскачки. Он помнил высказывание, что директором, как, скажем, космонавтом или инженером, не рождаются, а становятся в процессе жизни.

Большой вклад в повседневные дела неутомимого директора Н.А. Кононца внесли его тогдашние помощники - «команда Кононца»: Е.И. Сороколат, В.А. Дмитриенко, А.С. Постников, А.П. Гайдук, А.Ф. Безуглов, Н.И. Дуев, В.Ф. Тараненко, И.П. Кузнецо­ва, Л.М. Сафорьян, А.К. Салов, Л.Т. Черненко и многие другие.

Родился Н.А. Кононец 16 июня 1936 года в станице Кущевской Краснодарского края. Когда ему исполнилось пять лет, началась Великая Отечественная война.

Отец Николая Александровича был работником нефтебазы при железной дороге. В момент бомбежки фашистской авиацией летом 1942 года он погиб на рабочем месте, как солдат на посту. Ему было 30 лет.

Колю и сестренку Валю мама Матрена Дмитриевна растила и воспитывала одна. Как это было невыносимо тяжело военным вдовам, могут понять и подтвердить лишь те, кто был занесен безжалостным ветром грозных лет в разряд безотцовщины, без-батьковщины - как говорили на Кубани.

Николай хлебнул этого «счастья» с лихвой. Мама его работала в школе уборщицей. Получала копейки. И чтобы хоть как-то помочь матери, Коля каждое лето собирал в полях колоски, а зимой и осенью искал оброненный с паровозов и платформ уголь на железнодорожных путях, чтобы не замерзнуть в холодной хате.

Он решил после восьми классов поступить в учебное заведение с полным гос­обеспечением, это облегчило бы маме жизнь. Он выбрал профессию рулевого, на его взгляд более романтичную, открывающую безбрежные земные дали и жизненные го­ризонты.

Первое прикосновение ладоней к штурвалу золотоволосого паренька запомнилось ему на всю жизнь. Это произошло в дни первой плавательской практики на пароходе «Жданов». Также на всю жизнь запомнились ему уроки преподавателя дисциплины спецтехнологии Леонида Тимофеевича Черненко и мастера производственного обуче­ния Исайя Федоровича Шипулина, который научил его столярному делу.

Потом в его судьбе были три года обязательной службы в армии и непременное воз­вращение в родную флотскую стихию при ремонтно-эксплуатационной базе «Красный флот». В отличие от многих других выпускников училища Николай Александрович никогда не сомневался в правильности избранного пути, не менял намеченной цели, своей любви к флоту. Юноша быстро рос профессионально.

Энергия его, стремление к учебе, как говорится, били ключом. Поступив еще до службы в армии заочно учиться в Одесский институт инженеров морского флота, он после демобилизации переводится для продолжения учебы в Горьковский институт ин­женеров водного транспорта. В течение шести лет Николай Александрович «грызет гранит науки», совмещает учебу с работой.

Вчерашний рулевой быстро становится третьим, вторым и первым помощником ка­питана на судах Волго-Донского пароходства: «Роза Люксембург», «Коммуна», «Ака­демик Карпинский», «Озерный-77», «ОТ-842».

Параллельно с этими самыми основными жизненными заботами и нагрузками скла­дывалась у молодого человека и личная жизнь. В 1961 году он взял в жены девушку из родной станицы Валю, Валентину Дмитриевну, которая родила ему сыновей Игоря и Александра. Вот уже 47 лет живут они в ладу, согласии и любви. Принимают самое активное участие в воспитании внуков. А сыновья, кстати сказать, пошли по стопам отца. Оба работают в системе профессионально-технического образования.

В 1965-м году подошли к концу годы учебы в высшем учебном заведении. Он получил диплом и специальность инженера-судоводителя, стал работать на судах уже в должности капитана. Слава о находчивом, сообразительном, неординарном капитане переросла пределы Волго-Донского пароходства. В 1964 и 1965 годах Н.А. Кононец был признан лучшим капитаном в Министерстве речного флота СССР. Свидетельствуя об этом, хранятся в музее лицея «Спектр» почетные грамоты тех лет из Москвы.

Как справедливо писала о Николае Александровиче газета «Речник Дона», «Актив­ная жизненная позиция, обостренное чувство справедливости, неравнодушие к чужим проблемам и стремление быть полезным людям привели к тому, что в тридцать три года Н.А. Кононец возглавил профсоюзный комитет ремонтно-эксплуатационной базы «Красный флот» и одновременно работал в должности заместителя директора по кад­рам этого предприятия».

Добавим: в течение десяти лет кряду. До 1979 года.

Этот год стал переломным в биографии Кононца, его судьбе, его карьере. Неожи­данно ему предложили пост директора училища, которое он окончил 25 лет назад.

Николай Александрович согласился и с головой окунулся в новое дело. В дело педагога, воспитателя, мастера производственного обучения - наставника по всем вопросам.

Он решает, что в училище все должно измениться к лучшему: заблестеть, засвер­кать чистотой, как бы улыбнуться светом и опрятностью. И внешний вид учащихся должен быть соответствующим требованиям времени. И у входа в училище должны стоять дежурные курсанты в парадной форме. И у входа на первый этаж, как на судне, будет висеть сияющая надраенной бронзой корабельная рында. И склянки будут отби­ваться. И наглядную агитацию на стенах, и устаревшие учебные пособия необходимо обновить. И учебный процесс следует перетрясти, чтобы не пахло от него нафталином. А чтобы от всего веяло ветром молодости, задора, свежести и обновления.

И уже через два-три года в стенах альма-матер после прихода туда нового директо­ра произошли разительные перемены. Они были заметны во многом: в чистоте и бле­ске вестибюля и коридоров, аудиторий, в оснащенности кабинетов и учебных классов новой техникой. Еще недавно дощатые полы сверкали лаковым паркетом, светильники под потолком излучали мягкий, не утомляющий зрение свет. Тут уже не бросишь где попало спичку или окурок.

В училище пришли работать опытные специалисты из плавсостава, а также педаго­ги из общеобразовательных школ. Возросло качество приобретаемых учащимися зна­ний, патриотическая и физическая подготовка курсантов. Училище вышло в лидеры не только в Ростовской области, но и в масштабах профессионально-технического об­разования страны.

В 1983 году в военно-спортивной игре «Орленок» команда училища победила во Всесоюзном финале. А ансамбль песни и пляски «Донская волна» стал лауреатом Все­российских и Международных конкурсов.

Велик вклад в эти славные дела неутомимого директора Н.А. Кононца, его тогдаш­них помощников Е.И. Сороколата, А.С. Постникова, А.Ф. Безуглова, А.П. Гайдук и других.

Особенно нелегко было директору удержать «вожжи» в руках в перестроечные и постперестроечные годы, когда все рушилось. Обрывались сложившиеся десятилетия­ми связи между учебными заведениями профессионально-технического образования и министерствами, между училищем и предприятиями, для которых в стенах город­ского профессионально-технического училища № 14 (переименование произошло в 1983 году) готовили штурманов-механиков, рулевых-мотористов, судокорпускников-ремонтников.

В названии лицея «Спектр» зашифрован смысл масштабного расширения профилей обучения. Теперь здесь готовят, кроме традиционных флотских профессий, бухгалте­ров всех форм собственности, программистов, сетевых администраторов, менеджеров в торговле, менеджеров по маркетингу и сбыту, других специалистов, востребованных на региональном рынке труда.

Николай Александрович за последние годы написал и издал книги-пособия для преподавателей и учащихся: «Модель формирования конкурентоспособных специали­стов в профессиональных лицеях», «Организация профессионального образования и профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения в образо­вательном учреждении интегрального типа», «Стратегия эффективного поведения на рынке труда».

В 1998 году за успешную защиту диссертации Николаю Александровичу была присуждена ученая степень кандидата педагогических наук. Николай Александрович Кононец за многолетний усердный творческий труд был удостоен многих наград: ме­дали «За доблестный труд», ордена Дружбы народов, знака «Почетный работник реч­ного флота», медали «300 лет Российскому флоту», медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, отмечен званиями Отличник профессионально-технического образования РСФСР, Отличник профессионально-технического образования СССР, Заслуженный учитель профессионально-технического образования РФ.