Технический лицей водного транспорта. Многоуровневая подготовка специалистов
В конце 80-х годов в стране для решения социально-экономических задач требовались рабочие кадры высокого уровня квалификации.
Государственным комитетом по профессиональному образованию начались поиски решения проблем по улучшению качества подготовки рабочих и специалистов для удовлетворения потребностей отраслей народного хозяйства.
Приказом № 72 от 31.01.1990 г. Государственного комитета СССР и приказом № 293 от 22.03.1990 г. Управления народного образования Ростовского областного исполкома СГПТУ № 14 переименовано в технический лицей водного транспорта.
В нашем лицее с 1 сентября 1990 года осуществляется подготовка специалистов плавсостава по трем ступеням:
• I ступень (срок обучения - 2 года): рулевой-моторист со средним образованием;
• II ступень (срок обучения - 1 год и 4 месяца): судоводитель-судомеханик до 4 группы судов со средним образованием;
• III ступень (срок обучения - 1 год): судоводитель-судомеханик с правом выхода в прибрежное плавание.
Отвечая требованиям времени и регионального рынка труда, в лицее наряду с судоводительскими профессиями было открыто обучение по новым профессиям и специальностям:
• I уровень - секретарь-референт;
• II уровень - правоведение, квалификация - юрист.
Обучение проводилось по интегрированным учебным планам и программам начально-профессионального образования и средне-профессионального образования. Таким образом, учащимся было предоставлено право, не выходя из стен училища, переходя со ступени на ступень, получать как начальное, так и среднее профессиональное образование.Посвящение в лицеисты
С момента создания лицея родилась добрая традиция в начале учебного года, 19 октября, торжественно посвящать первокурсников в высокое звание «лицеиста». В этот день учащиеся знакомятся с историей лицеев в России, узнают о традициях и преемственности поколений учеников нашего учебного заведения, посещают музей лицея, встречаются с выпускниками, составившими славу лицея, с ветеранами, слышат в свой адрес приветственные слова от руководителей пароходств, администрации города, молодежных организаций, педагогов и мастеров производственного обучения, родителей. У знамени лицея ребята приносят торжественную клятву высоко нести звание лицеиста. К этому мероприятию всегда готовятся заранее, каждый учебный год привносит в этот праздник что-то свое, что делает его непохожим на все остальные и позволяет остаться в памяти как один из самых светлых и торжественных дней в жизни молодого человека.
Освоение «Модели саморазвития человека»
Для подготовки конкурентоспособных рабочих и специалистов инженерно-педагогический коллектив лицея искал новые инновационные формы и методы обучения.
В 1991 году директор лицея Кононец Н.А. встретился с доктором педагогических наук, профессором, ректором Волжского государственного инженерно-педагогического института Петровым Ю.Н., который предложил коллективу освоить «Модель саморазвития человека» как одну из российских педагогических технологий развивающего обучения. Одним из основных условий было неординарное требование: одновременно обучить весь педколлектив во главе с руководителе.Большой вклад в овладение педколлективом технологической «Модели саморазвития человека» внесла Маркова Светлана Михайловна, кандидат педагогических наук, преподаватель Волжского государственного инженерно-педагогического института.
Для функционирования модели развивающего обучения необходимо было разработать и внедрить в учебный процесс системный блочно-модульный план. В разработке этого плана принимали участие заместитель директора по теоретическому обучению Дмитриенко В.А., завуч Гайдук А.П., методист Дорохи-на Н.Ю. В течение 3-х лет удалось включить в этот процесс всех преподавателей, создать учебное развивающее пространство для педагога и учащегося.
Сотрудничество с передовой педагогической наукой позволило подготовить преподавателей-единомышленников, владеющих современными технологиями развивающего обучения.
Создание Ассоциации профессиональных лицеев России и ее работа
Главной целью Ассоциации было защитить идею создания учебных заведений нового типа - профессиональных лицеев. Ассоциация являлась самостоятельной добровольной творческой общественной организацией с правами республиканского добровольного общества. Ключевыми задачами Ассоциации были:
- координация творческой деятельности всех профессиональных лицеев России в области профобразования;
- создание банка данных новейших педагогических методик, технологий, обучающих программ;
- издание учебников;
- развитие и становление личности юного человека;
- создание в лицеях творческой жизнедеятельности на основе сотрудничества, демократизации, гуманизации, открытости и целостности трудовых процессов, вариантности форм и методов воспитания и обучения.
Ассоциация обратилась к Министерству образования РСФСР и местным органам образования с просьбой создать благоприятные условия материально-технического оснащения профессиональных лицеев, в том числе электронно-вычислительной техники новейших образцов, обучающих программ, множительной техники, обеспечить государственными заказами на выпуск продукции в учебно-производственных мастерских, изготовление которой является непременным условием производственного обучения учащихся и повышения их материального благосостояния (уровня жизни).
Ассоциация предложила осуществить координацию работы с Центрами занятости населения по профориентации, профотбору абитуриентов и трудоустройству выпускников в условиях рыночных отношений.
Хотелось бы отметить, что бессменным руководителем Ассоциации все эти годы был Николай Александрович Кононец и его заместители - вице-президенты: директор Московского технического лицея «Мосэнерго» Темник В.В., директор Александровского профессионального лицея Санкт-Петербурга и директор профессионального строительного лицея Братска Пернай Н.В.
Огромный вклад внесла Ассоциация в борьбу за выживание профессиональных лицеев. Профессиональные лицеи были созданы в качестве эксперимента и получили свою жизнь как новый тип учебных учреждений начального профессионального образования.