Технический лицей водного транспорта

22 марта 1990

Архивная справка

Технический лицей водного транспорта

Технический лицей водного транспорта. Многоуровневая подготовка специалистов

В конце 80-х годов в стране для решения социально-экономических задач требова­лись рабочие кадры высокого уровня квалификации.

Государственным комитетом по профессиональному образованию начались поиски решения проблем по улучшению качества подготовки рабочих и специалистов для удо­влетворения потребностей отраслей народного хозяйства.

Приказом № 72 от 31.01.1990 г. Государственного комитета СССР и приказом № 293 от 22.03.1990 г. Управления народного образования Ростовского областного исполкома СГПТУ № 14 переименовано в технический лицей водного транспорта.

В нашем лицее с 1 сентября 1990 года осуществляется подготовка специалистов плавсостава по трем ступеням:

• I ступень (срок обучения - 2 года): рулевой-моторист со средним образованием;

• II ступень (срок обучения - 1 год и 4 месяца): судоводитель-судомеханик до 4 группы судов со средним образованием;

• III ступень (срок обучения - 1 год): судоводитель-судомеханик с правом выхода в прибрежное плавание.

Отвечая требованиям времени и регионального рынка труда, в лицее наряду с судо­водительскими профессиями было открыто обучение по новым профессиям и специ­альностям:

• I уровень - секретарь-референт;

• II уровень - правоведение, квалификация - юрист.

Обучение проводилось по интегрированным учебным планам и программам начально-профессионального образования и средне-профессионального образования. Таким образом, учащимся было предоставлено право, не выходя из стен училища, пе­реходя со ступени на ступень, получать как начальное, так и среднее профессиональ­ное образование.

Посвящение в лицеисты

С момента создания лицея родилась добрая традиция в на­чале учебного года, 19 октября, торжественно посвящать перво­курсников в высокое звание «ли­цеиста». В этот день учащиеся знакомятся с историей лицеев в России, узнают о традициях и преемственности поколений учеников нашего учебного за­ведения, посещают музей лицея, встречаются с выпускниками, составившими славу лицея, с ве­теранами, слышат в свой адрес приветственные слова от руко­водителей пароходств, администрации города, молодежных организаций, педагогов и мастеров производственного обучения, родителей. У знамени лицея ребята приносят торжественную клятву вы­соко нести звание лицеиста. К этому мероприятию всегда готовятся заранее, каждый учебный год привносит в этот праздник что-то свое, что делает его непохожим на все остальные и позволяет остаться в памяти как один из самых светлых и торжественных дней в жизни молодого человека.

Освоение «Модели саморазвития человека»

Для подготовки конкурентоспособных рабочих и специалистов инженерно-педагогический коллектив лицея искал новые инновационные формы и методы обучения.

В 1991 году директор лицея Кононец Н.А. встретился с доктором педагогических наук, профессором, ректором Волжского государственного инженерно-педагогического института Петровым Ю.Н., который предложил коллективу освоить «Модель самораз­вития человека» как одну из российских педагогических технологий развивающего обучения. Одним из основных условий было неординарное требование: одновременно обучить весь педколлектив во главе с руководителе.

Большой вклад в овладе­ние педколлективом техно­логической «Модели само­развития человека» внесла Маркова Светлана Михай­ловна, кандидат педагоги­ческих наук, преподаватель Волжского государственного инженерно-педагогического института.

Для функционирования модели развивающего обуче­ния необходимо было разра­ботать и внедрить в учебный процесс системный блочно-модульный план. В разработке этого плана принимали участие заместитель директора по теоретическому обучению Дмитриенко В.А., завуч Гайдук А.П., методист Дорохи-на Н.Ю. В течение 3-х лет удалось включить в этот процесс всех преподавателей, со­здать учебное развивающее пространство для педагога и учащегося.

Сотрудничество с передовой педагогической наукой позволило подготовить преподавателей-единомышленников, владеющих современными технологиями разви­вающего обучения.

Создание Ассоциации профессиональных лицеев России и ее работа

В декабре 1991 г. на Всероссийском совещании руково­дителей профтехучи­лищ в Москве была создана Ассоциация профессиональных лицеев России, выра­ботан ее Устав и избран первый прези­дент - НА.Кононец.

Главной целью Ассоциации было защитить идею создания учебных заведений нового типа - профессио­нальных лицеев. Ассоциация явля­лась самостоятельной добровольной творческой общественной органи­зацией с правами республиканского добровольного общества. Ключевы­ми задачами Ассоциации были:

  • координация творческой дея­тельности всех профессиональ­ных лицеев России в области профобразования;
  • создание банка данных новей­ших педагогических методик, технологий, обучающих про­грамм;
  • издание учебников;
  • развитие и становление лично­сти юного человека;
  • создание в лицеях творческой жизнедеятельности на основе сотрудничества, демократизации, гуманизации, открытости и целостности трудовых процессов, вариантности форм и методов воспитания и обучения.

Ассоциация обратилась к Министерству образования РСФСР и местным органам образования с просьбой создать благоприятные условия материально-технического оснащения профессиональных лицеев, в том числе электронно-вычислительной тех­ники новейших образцов, обучающих программ, множительной техники, обеспечить государственными заказами на выпуск продукции в учебно-производственных ма­стерских, изготовление которой является непременным условием производственного обучения учащихся и повышения их материального благосостояния (уровня жизни).

Ассоциация предложила осуществить координацию работы с Центрами занятости на­селения по профориентации, профотбору абитуриентов и трудоустройству выпускни­ков в условиях рыночных отношений.

Хотелось бы отметить, что бессменным руководителем Ассоциации все эти годы был Николай Александрович Кононец и его заместители - вице-президенты: дирек­тор Московского технического лицея «Мосэнерго» Темник В.В., директор Александ­ровского профессионального лицея Санкт-Петербурга и директор профессионального строительного лицея Братска Пернай Н.В.

Огромный вклад внесла Ассоциация в борьбу за выживание профессиональных лицеев. Профессиональные лицеи были созданы в качестве эксперимента и получили свою жизнь как новый тип учебных учреждений начального профессионального об­разования.