Особенности инновационного учебного заведения Ростовского профессионального лицея регионального учебного центра «Спектр»
В 1995 году учредителями Ростовского профессионального лицея - регионального учебного центра «Спектр» стали Министерство общего и профессионального образования РО, департамент Федеральной государственной службы занятости населения Ростовской области по профессиональной подготовке безработных граждан и незанятого населения, АО «Донречфлот».
С этого года Ростовский профессиональный лицей - региональный учебный центр «Спектр» - учебное учреждение, обеспечивающее подготовку молодежи для работы на судах внутреннего и прибрежного плавания, в органах юстиции, а также краткосрочное профессиональное обучение и переобучение специалистов в области администрирования бизнеса, финансовых операций, маркетинга и менеджмента, информационных технологий взрослого населения из числа безработных граждан.
Деятельность Ростовского профессионального лицея - регионального учебного центра «Спектр» осуществлялась в соответствии с определенными учредителями основными задачами:
- гибкое и оперативное реагирование на потребности и постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка труда области;
- создание условий для профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов (рабочих профессий);
- оптимальное использование возможностей рынка учебных услуг для своевременного выполнения заявок районных служб занятости
Основными направлениями деятельности Ростовского профессионального лицея -регионального учебного центра «Спектр» были:
- профессиональное образование молодежи, профессиональное обучение и переподготовка безработных граждан и незанятого населения;
- повышение квалификации в области применения информационных технологий работников служб занятости, персонала фирм, а также специалистов учебных центров, осуществляющих подготовку незанятого населения;
- профессиональная ориентация и психологическая поддержка незанятого населения;
- маркетинговые исследования рынка труда и образовательных услуг;
Для формирования конкурентоспособного специалиста необходимы следующие со ставляющие:
- оснащенная учебная материальная база;
- высококвалифицированные инженерно-педагогические кадры;
- современный учебно-воспитательный процесс;
- финансирование, позволяющее удовлетворить потребности сотрудников и систематическое обновление учебно-материальной базы.
Отвечая требованиям времени, претерпела изменения учебно-материальная база лицея. Наряду с кабинетами по специальным и общеобразовательным предметам были оборудованы кабинеты для обучения 8 - 12 человек по типу «круглого стола»; 4 компьютерных класса, оснащенные ПК IBM-486 и IBM-586, которые объединены в единую локальную сеть, имеющую выход в Интернет. Лингофонный кабинет, 2 кабинета машинописи, оснащенных электронными пишущими машинками «Оливетти», кабинет секретарско-офисной практики, обеспеченный офисной техникой: лазерным принтером, ксероксами, факсами, диктофонами; лаборатория по устройству автомобилей, слесарная мастерская и мастерская электрогазосварщиков, библиотека, эстетический центр, тренажерный зал, столовая, медпункт, сауна, благоустроенное общежитие -все это позволяло обеспечить качественное обучение как молодежи, так и незанятого населения.
Профессиональное образование молодежи и профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения осуществлялось высококвалифицированными преподавателями и мастерами производственного обучения.
В июне 1995 г. Ростовский профессиональный лицей - региональный учебный центр «Спектр» получил свидетельство об аккредитации Объединенного экзаменационного совета фонда «Ноу-Хау» и Федеральной службы занятости на подготовку в России специалистов по информационной технологии и организации работы в офисе. 10 преподавателей получили право ведения образовательной деятельности по Российско-Британской программе.Таким образом, в коллективе появился новый показатель квалифицированности инженерно-педагогических сотрудников - сертифицированность. 22 сотрудника имели на то время сертификаты образования, причем 10 из них - зарубежные.
В этот период в коллектив «Спектра» влились новые сотрудники: Субботина Л.В., Мамин Р.А., Ремпель А.А., Капаева Л.А., Смоликов А.Б., Зубкова В.И., которые приступили к работе непосредственно с незанятым населением, разрабатывали новые учебные планы и программы, разрабатывали комплекты учебно-наглядных пособий, методические рекомендации, осваивали андрогогику.
К работе со взрослым населением привлекались сотрудники высших учебных заведений города: Института бизнеса и права, Ростовского государственного университета, Северо-Кавказской академии государственной службы, Донского государственного технического университета, Ростовского института народного хозяйства. Повышение квалификации и переподготовка ИПР позволили остановить текучесть кадров. Все желающие преподаватели нашли свое место в новых структурных подразделениях учебного центра.
По ряду специальностей в области бизнес-администрирования и финансового менеджмента были созданы «команды» преподавателей, которые строили процесс интенсивного обучения по единой технологии.
На протяжении 75-летней истории профессионального лицея водного транспорта особую роль в подготовке кадров для флота сыграло базовое предприятие: Волго-Донское пароходство (ВДП) и ремонтно-эксплуатационная база флота (РЭБ) «Красный флот».
Руководители разных поколений ВДП и РЭБ «Красный флот» проводили одинаково четкую кадровую политику, направленную на создание условий, позволяющих готовить профессионально грамотных учащихся, обладающих необходимыми умениями и навыками для работы на различных судах и береговых предприятиях.
Благодаря такому грамотному и дальновидному подходу руководителей к проблемам подготовки рабочих кадров, училищу систематически оказывалась помощь в совершенствовании МТБ, оснащении учебных кабинетов и цехов современным оборудованием.Передовики производства базового предприятия направлялись в училище работать мастерами производственного обучения, выделялись средства для поощрения лучших учащихся в виде стипендии пароходства, представлялись лучшие пассажирские суда по заказу учебного заведения. Сотрудникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, выделялись квартиры. Инженерно-педагогические работники и учащиеся обеспечивались льготными путевками в санатории и дома отдыха.
В 70-е годы с помощью базового предприятия была осуществлена 4-этажная пристройка к основному учебному корпусу. В 80-х годах для подготовки учащихся по профессии судокорпусник-ремонтник открыты учебные цеха на производственных площадях РЭБ «Красный флот», в кабинете судовождения была оборудована имитация ходовой рубки теплохода. В 90-х годах училищу был передан теплоход «ОМ-311» под учебное судно, которое было названо «Мечта».
В современных рыночных условиях эти предприятия являются нашими социальными партнерами.
25 декабря 2001 года, произошло событие, по своему значению с полным правом относящееся к знаменательным: был торжественно открыт Центр информационных технологий Ростовского профессионального лицея - регионального учебного центра «Спектр».
В торжестве принимали участие, кроме сотрудников лицея, представители администрации Ростовской области и Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, руководители Городского центра занятости населения, предприятий и организаций флота, учебных заведений города, предприниматели.
Право открыть информационный центр было предоставлено заместителю главы администрации (губернатора) Ростовской области, министру экономики, международных и внешнеэкономических связей Анатолию Михайловичу Брюховецкому и главе администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону Виктору Ефимовичу Дерябкину.
Знакомясь с Центром, поражаешься продуманности технических решений для организации процесса обучения и тому короткому сроку, за который выполнены эти работы.
Было полностью реконструировано здание, в котором до этого располагался учебный магазин лицея, смонтировано новейшее оборудование компьютерного класса, служебных помещений, система охраны.- формирование основ единой системы информационного и научно-методического обеспечения развития начального профессионального образования Ростовской области;
- организация разработки и внедрения в учебный процесс современных электронных средств обучения педагогических и инженерно-технических кадров учреждений начального профессионального образования в области новых информационных и коммуникационных технологий.